Неуплата налогов в особо крупном размере

Уклонение от уплаты налогов в УК РФ: признаки и наказание

Неуплата налогов в особо крупном размере

Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы.

Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы.

Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

  1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
  2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
  3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.

Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.

В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

  • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
  • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
  • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
  • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности.

Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов.

Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов.

Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров.

Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.

Квалифицирующие признаки

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом.  Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Действующие меры наказания

Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

  • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
  • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

  1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
  2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

  1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
  2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).

Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.

 Ефремов Роман Сергеевич

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-nalogov

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Неуплата налогов в особо крупном размере

Уголовная ответственность за налоговые преступления характеризуется сложной правоприменительной практикой в части установления круга виновных лиц и определения мер ответственности за их деяния. Изучим, какими критериями при ведении таких дел могут руководствоваться суды и следственные органы.

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Ответственность за сокрытие активов

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Итоги

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Статья УК РФНаказуемое деяниеНаказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)*Примечания**
198Совершение действий, отражающих тот факт, что:1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:
  • не предоставил вовремя налоговую декларацию;
  • предоставил декларацию, но включил в нее заведомо недостоверные данные.

2. Сумма налога, не отраженного в декларации, соответствует крупному или особо крупному ущербу

  • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
  • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
  • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
  • арест до 6 месяцев
Крупный размер составляет:

  • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
  • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

Особо крупный размер составляет:

  • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
  • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

Теперь — о санкциях для организаций.

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Статья УК РФДеяниеСанкцииПримечания
199Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица
  • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
  • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
  • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
  • арест на 6 месяцев
Крупное нарушение:
  • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
  • от 15 млн (при любой сумме налога).

Особая величина:

  • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
  • 45 млн (при любой сумме налога)

Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Статья УК РФДеяниеСанкцииПримечания
199.1Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме
  • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
  • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
  • арест до 6 месяцев
Крупный ущерб:
  • от 5 млн (более 25% налогов);
  • 15 млн (при любом налоге).

Особый ущерб:

  • 15 млн (более 50% налогов);
  • 45 млн (при любом налоге)

Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

Ответственность за сокрытие активов

Статья УК РФДеяниеСанкцииПримечания
199.2Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам
  • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
  • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
  • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности
Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.Особое нарушение: 9 млн

Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Статья УК РФДеяниеСанкцииПримечания
199.3Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ
  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года
Крупное нарушение:
  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)
199.4Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору
  • Штраф 100–300 тыс. (при  300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)
Крупный ущерб:
  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).

Особое нарушение:

  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost_za_nalogovye_prestupleniya/

Практика применения статьи 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов с организации

Неуплата налогов в особо крупном размере

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер.

Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения.

В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы.

В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней.

Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ.

В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции.

В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины.

Служебными  целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении.

Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной.

Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов.

При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Услуги Бюро: Адвокат по налоговым преступлениям.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности.

Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Публикация Бюро: Риски уголовной ответственности за взаимодействие с «фирмами-однодневками».

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. непредставление налоговой декларации в установленной законом порядке;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений. При этом под «иными документами» закон понимает любые предусмотренные законодательством документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается сознательное отражение в них любой не соответствующей действительности информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов или сборов.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.».

Публикация Бюро: Уголовная ответственность за хозяйственные операции с «однодневками».

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  1. в первую очередь, руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  2. главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  3. лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  4. иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособники преступления),
  5. лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  6. Лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.

1 статьи 108 УПК РФ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ.

Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.

1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ.

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета.  Применение положения статьи 76.

1 УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания.

Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.

Публикация Бюро: Взыскание ущерба с обвиняемого / осужденного лица.

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм.

Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе.

 Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Адвокат Павел Домкин

Источник: https://www.AdvoDom.ru/advice/advokat-po-state-199-uk-rf-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-i-sborov.php

Уклонение от уплаты налогов в УК РФ статья 199 и уголовная ответственность

Неуплата налогов в особо крупном размере

В каждой стране мира неуплата налогов частным лицом, индивидуальным предпринимателем или организацией преследуется государством.

Вид и размер санкций за неуплату налогов напрямую зависит от суммы ущерба бюджету страны и вида лица, нарушающего закон.

В данной статье будут рассмотрены виды наказаний, предусмотренных за уклонение от уплаты налогов в УК РФ, НК РФ и КоАП, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также срок давности по данному правонарушению.

Какое наказание может постигнуть неплательщика

Если налоговый инспектор выявил факт уклонения от налогов, то к уклонисту применяются санкции. Их действие распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе не являющихся резидентами РФ.

Размер и вид санкций напрямую зависят от двух факторов:

  • Кто уклоняется от уплаты налогов. Это может быть частное лицо, индивидуальный предприниматель или какая-либо организация, например, коммерческая, общественная или даже религиозная.
  • Размер ущерба, причиненного государству.

Неуплата налогов может быть наказана в соответствии с нормами, предусмотренными уголовным, административным и налоговым кодексами.

НК предусматривает в виде наказания за неуплату налогов штраф:

  1. 5% от суммы налога, но не меньше тысячи рублей, при отсутствии своевременной подачи декларации.
  2. 20% от суммы, при условии неверного расчета последнего.
  3. 40% от суммы, при условии умышленного введения в заблуждение представителей налоговой службы. Если подобное происходит не в первый раз, то размер штрафа увеличивается в 2.5 раза.

КоАП предусмотрены только штрафные санкции за несвоевременную подачу декларации. Сумма штрафа минимальна. Она варьируется в пределах от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за неуплату налогов является наиболее суровой. Преступления подобного типа в Уголовном кодексе рассмотрены двумя статьями – 198 и 199. Статья 198 УК РФ гласит о том, что к уголовной ответственности может быть привлечено физическое лицо, уклоняющееся от уплаты налогов.

Согласно данному законодательному акту к частному лицу могут применятся следующие меры наказания:

  • штраф суммой до 300 000 рублей или лишение свободы сроком до 1 года, при условии причинения государству убытков в крупном размере;
  • штраф до полумиллиона рублей или лишение свободы сроком до 3 лет, если ущерб особо крупный.

Статья 199 УК РФ гласит о наказании для юридических лиц. Также, как и с частными лицами, здесь имеет значение размер ущерба. Сумма штрафов для юридических и физических лиц одинакова.

Также должностное лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок лишения свободы. Если речь идет о крупном ущербе, то максимально возможный срок лишения свободы 2 года, если особо крупный, то три.

Кроме того, налоговые преступления в УК РФ караются запретом на занятие определенной должности в течение нескольких лет.

Говоря о возможных видах наказания для организаций за неуплату налогов, нужно учитывать положения ч 2 ст 199 УК РФ. Там сказано, что лицо, совершившее подобное преступление впервые, освобождается от ответственности, если налоги, а также штрафы и пени будут оплачены без промедления, сразу же после получения оповещения от налогового инспектора.

Ответственность ИП

Индивидуальные предприниматели обязаны сами рассчитывать размеры необходимых выплат в пользу государства. Чаще всего налоговые преступления, в качестве фигурантов в которых выступают ИП, связаны с занижением налоговой базы.

В подобном случае нарушитель может быть оштрафован:

  • на сумму от 2 до 5 МРОТ;
  • на сумму от 4 до 10 МРОТ, при условии повторного уклонения.

Если ИП уличен в применении мошеннической схемы, то размер назначаемого штрафа может быть равен 20-40% от суммы налога. Если налоговая декларация была заполнена верно, но подана несвоевременно, то ИП также наказывается штрафом:

  • если период просрочки меньше полугода, то его размер равен 5% за каждый месяц просрочки;
  • если просрочка больше 6 месяцев, то сумма штрафа возрастает до 10% за каждые 30 дней. Так же может быть назначен штраф в сумме 30% от общей суммы долга перед налоговым органом.

ИП может быть привлечен и к уголовной ответственности. Подобное возможно, если размер ущерба от неуплаты налогов больше 200 МРОТ.

Ответственность юридических и физических лиц

Ответственность за неуплату налогов в УК РФ по большей части предусмотрена для юридических лиц. При этом ответственности подвергается не владелец юридического лица, а ответственный сотрудник. Уголовная ответственность возможна, если речь идет о задолженности по налогам в крупном или особо крупном размере.

Физические лица чаще всего подвергаются ответственности в соответствии с нормами административного законодательства.

Применение уголовной ответственности возможно лишь в двух случаях:

  1. Размер укрытых налогов равен 1,8 миллионам рублям. Карается лишением свободы сроком до 1 года.
  2. Размер ущерба больше 3 миллионов рублей. Карается отбыванием наказания в колонии общего режима или поселении сроком до 3 лет.

Нужно добавить, что чаще всего первый случай сокрытия доходов карается штрафом. Его размер варьируется в пределах от 300 до 500 тысяч рублей. Разумеется, подобное, суровое наказание возможно в случаях, когда речь идет о крупном или особо крупном ущербе.

Каждый человек независимо от сферы деятельности должен помнить, что налогообложение в России применимо практически к каждому доходу. Таким образом, если имеются сомнения относительно необходимости платить налог, лучше посетить налоговую службу и получить по данному вопросу консультацию. Укрывательство прибыли может привести к серьезным последствиям.

Какие факторы способны оказать влияние на строгость наказания

Как и любое другое противоправное действие, уклонение от уплаты налогов имеет отягчающие и смягчающие обстоятельства, от которых напрямую зависит размер наказания.

К числу отягощающих обстоятельств следует отнести:

  1. Умышленное укрывательство доходов и как следствие уклонение от уплаты налогов. Наличие данного обстоятельства требуется доказать. Чтобы суд учел данный квалификационный признак нужно доказать, что лицо знало о необходимости уплаты налогов и имело возможность для выполнения подобных действий.
  2. Сознательное уклонение с применением мошеннических схем. В этом случае речь идет конкретно о занижении реальной прибыли частного или юридического лица, а также ИП.
  3. Рецидив, то есть повторное совершение подобного противоправного действия.

В качестве смягчающих обстоятельств могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие тяжелого состояния здоровья, исключающего трудоспособность;
  • прохождение фигурантом уголовного дела в качестве потерпевшего (речь идет о случаях причинения вреда здоровью, похищении и насильственном удержании);
  • получение ущерба в результате действия обстоятельств непредвиденной силы.

Наличие смягчающих обстоятельств налогоплательщику или его законному представителю придется доказывать самостоятельно. В случае успеха суд может освободить гражданина от налоговых выплат на определенный период времени.

Сроки давности по налоговым преступлениям

Согласно действующему в нашей стране законодательству, сроки давности устанавливаются к каждому преступлению, в том числе и налоговому. Если срок давности истек, то человека не удастся привлечь к ответственности.

Для налоговых преступлений срок давности равен 3 годам. Начало исчисления срока датируется крайней датой, когда гражданин должен был заплатить налог, то есть 15 июля текущего или следующего года. Если ущерб государству нанесен в особо крупных размерах, то срок давности по налоговому преступлению увеличивается до 6 лет.

Нужно учитывать, что инспектор имеет полномочия, позволяющие приостановить исчисление срока давности. Для этого он должен издать акт, форма которого утверждена законодательно. После того как издан акт, исчисление срока останавливается на период проведения различных проверок.

После вступления данного документа в законную силу возможно два варианта развития событий:

  • в первом случае инспектор самостоятельно пытается добиться уплаты налога, штрафов и пени;
  • во втором, если инспектору не удалось убедить должника, то дело направляется в суд (судья в 99,9% случаев принимает сторону инспектора).

Если речь идет об уклонении сразу от нескольких выплат в казну государства, то исчисление срока давности начинается с самой поздней даты. И срок давности максимально увеличивается.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/uklonenie-ot-uplaty-nalogov-uk-rf.html

С какой суммы неуплата налогов подлежит уголовной ответственности?

Неуплата налогов в особо крупном размере

Неуплата налогов — серьезное правонарушение.

Степень ответственности, наступающей для виновного лица, зависит от определенных условий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации:

О способах уклонения от уплаты налогов и санкциях за данное нарушение читайте здесь.

Кто подлежит наказанию?

Налоговый кодекс (ст. 107) определяет, что любые физические, юридические лица, которые являются субъектами правоотношений, обязаны соблюдать существующие правила.

Граждане должны выполнять возлагаемые на них государством обязательства с 16 лет.

Именно с этого возраста допускается назначение наказания в случае нарушения установленных законодательством норм.

Ст. 108 регламентирует общие положения, касающиеся данного вопроса. Так, под неуплатой понимается намеренное игнорирование лицом, предприятием финансовых обязательств перед государством, установленных законом.

При этом правонарушением признается не только умышленное действие, но и умышленное бездействие.

Например, правонарушением является подача отчетных документов, в которых человек осознанно занижает суммы своих доходов с целью сокращения размера необходимых платежей.

В то же время намеренное игнорирование необходимости подачи декларации после получения дохода также относится к противоправному действию.

Налоговый кодекс четко определяет спектр деяний, за которые может быть назначена мера пресечения. Привлечение к ответственности по основаниям, непредусмотренным статьями документа, не допускается.

Решение о том, что действия человека носили противоправный характер, принимается уполномоченным органом по результатам проведенной проверки.

Это может быть выездная, камеральная проверка.

По итогам проверки выносится решение, которое передается на рассмотрение в суд. Судебная инстанция на основании предоставленных материалов дела определяет меру пресечения ответчику.

При наличии у обвиняемой в нарушениях стороны оснований для обжалования вынесенного должностными лицами решения допускается подача соответствующего иска в суд.

Следует отметить, что назначение наказаний возможно только в том случае, если действия должностных лиц осуществлялись в строгом соответствии с установленной законом процедурой.

Наличие нарушений со стороны представителей государственного органа может привести к обжалованию вынесенного решения. В этом случае гражданин, не выполнивший свои финансовые обязательства перед государством, не понесет наказания.

Принципы расчета критической суммы

С какой суммы наступит уголовная ответственность?

Размер неуплаты определяется в рамках трехлетнего периода.

В результате соответствующих расчетов выявляется общая величина сборов, подлежащих оплате за этот период.

Из этой величины вычленяется доля, которая не была оплачена.

Если невыплаченная доля оказывается крупной или особой крупной, наступает уголовная ответственность. Неуплата налогов в крупном размере — это сколько?

Для физических лиц:

  1. Крупный долг — свыше 900 тысяч рублей, составляющих более 10% от общей величины всех подлежащих уплате сборов за трехлетний период.

    Также является значительной неуплата свыше 2 млн. 700 тыс. рублей вне зависимости от остальных факторов.

  2. Особо крупный долг — более 4,5 млн. рублей, превышающих 20% от общей суммы. Или сумма, превышающая 13,5 миллионов.

Для юридических лиц:

  1. Крупный долг — свыше 5 млн. рублей, составляющих более 25%. Или задолженность, превышающая 15 миллионов.
  2. Особо крупный долг — более 15 млн. рублей, превышающих 50% от общей суммы. Или задолженность, превышающая 45 миллионов.

Ответственность

За неуплату положенных взносов может быть назначена налоговая, административная, уголовная ответственность.

Налоговая

Последствия наступают, если гражданин нарушил установленные соответствующим кодексом нормы.

Допускается только наложение штрафов, которые назначаются и рассчитываются государственным органом в соответствии с характером совершенного проступка (ст. 122 НК).

Минимальная сумма штрафа — 20% от величины невыплаченных взносов.

Назначенные к выплате суммы могут быть снижены или увеличены при наличии соответствующих оснований.

Так, обстоятельствами, позволяющими снизить размер штрафа, признаются тяжелые жизненные ситуации (болезнь виновного лица или его близких родственников, смерть близкого человека), совершение противоправных поступков под воздействием угроз и насилия, принудительное выполнение распоряжений вышестоящего руководства зависимым сотрудником и т.д.

Увеличение штрафа допускается, если виновное лицо или организация совершила проступок повторно. В этом случае подлежащая выплате сумма умножается на два.

Решение об изменении размера штрафных санкций в ту и в другую сторону принимает судебный орган, в который подается соответствующий иск заинтересованной стороной.

Административная

Административная ответственность наступает за деяния, которые не наносят существенного вреда обществу.

Если совершенное незначительное налоговое правонарушение не является преступлением, наказание назначается в соответствии со статьей КоАП.

Минимальный размер штрафа (ст. 15.6 КоАП), налагаемого на граждан — 100 тысяч рублей, на должностных лиц — 300 тысяч рублей.

Уголовная

Правоохранительные органы не обладают полномочиями для самостоятельного возбуждения уголовных дел против граждан, организаций, нарушивших налоговое законодательство.

Уголовное дело может быть возбуждено только на основании запроса налогового органа, который в результате проверки выявил нарушения определенного характера.

Инспекция может направить в следственные органы имеющуюся информацию только при наличии следующих оснований:

  • невыплаченные долги достигают крупных, особо крупных размеров, указанных выше;
  • решение о привлечении к налоговой ответственности принято, вступило в силу;
  • виновное лицо получило уведомление необходимости погашения долга и назначенных штрафов;
  • прошло 2 месяца после окончания срока, указанного в уведомлении.

Назначение меры пресечения виновным лицам происходит на основании соответствующих статей Уголовного кодекса (ст. 198, ст. 199).

Наказание может варьироваться от штрафа в 100 тысяч до 6 лет лишения свободы. Отягчающими обстоятельствами является совершение деяния группой лиц, в особом размере.

Важно учитывать, что с точки зрения уголовного законодательства наказанию за неуплату подлежат граждане и организации, которые намеренно не предоставили декларацию или указали в документе ложные сведения.

Если же указанные в декларации показатели соответствуют действительности и нарушение состоит только в дальнейшей их неуплате, то факт уклонения не присутствует.

Таким образом, невыплата положенных взносов в бюджет государства влечет за собой наступление последствий.

Уровень наказания, грозящего нарушителю, напрямую зависит от величины долга.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов? Узнайте из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ugkod.com/prestuplenie/neuplata-nalogov-ugolovnaya-otvetstvennost-s-kakoj-summy.html

Юр-консультация
Добавить комментарий