Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Налоговые регистры: инструкция по применению

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ.

Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего.

А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль.

При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения.

И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.

07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций.

Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр.

Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает.

Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса.

Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета.

При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей.

А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно.

Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации.

И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой.

Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.

05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее.

Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает.

Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так,  в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное.

Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике.

Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах.

Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее.

Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра.

Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см.

, например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2011/8/5006

Как организовать налоговый учет по налогу на прибыль

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Для организации налогового учета по налогу на прибыль вам нужно определить методы учета, разработать систему налоговых регистров, определить перечень принимаемых к учету первичных документов.

Эту систему вы закрепляете в учетной политике для целей налогообложения.  Продуманная система налогового учета позволяет вам правильно формировать налоговую базу, избежать необоснованных переплат налога.

Что такое налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации, которая позволяет налогоплательщику на основе данных первичных учетных документов сформировать налоговую базу за отчетный (налоговый) период (ст. 313 НК РФ).

Систему налогового учета вы разрабатываете самостоятельно, в том числе определяете:

  • методы учета;
  • перечень и формы налоговых регистров;
  • формы первичных учетных документов.

Аналитический учет организуется так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы (ст. 314 НК РФ). Систему учета вы закрепляете в учетной политике для целей налогообложения (ст. ст. 313, 314 НК РФ).

Важно! Принятая налогоплательщиком система учета должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Изменения и дополнения в порядок учета допускается вносить только при соблюдении определенных условий (ст. 313 НК РФ).

См. также: Как исправить ошибки в налоговом учете по налогу на прибыль

Как сблизить бухгалтерский и налоговый учет по налогу на прибыль

Есть немало способов, которые позволят сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Например, вы можете:

  • выбирать одинаковые методы оценки сырья и материалов при их списании (п. 8 ст. 254 НК РФ, п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»);
  • использовать для целей налогового учета данные регистров бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ).

Но зачастую сближение налогового и бухгалтерского учета может привести к увеличению налоговой нагрузки.

Приведем пример. В налоговом учете применение амортизационной премии позволяет вам единовременно списать в расходы от 10 до 30% стоимости основного средства, уменьшив тем самым налоговую базу и налог на прибыль (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Применение амортизационной премии в бухгалтерском учете не предусмотрено правилами ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В этом случае сближение налогового и бухгалтерского учета возможно за счет отказа от амортизационной премии, но это не выгодно для налогоплательщиков.

Таким образом, при выборе того или иного метода налогового учета рекомендуем прежде всего оценить его влияние на налоговую нагрузку и лишь затем решать вопрос о возможности сближения с бухгалтерским учетом. Это позволит не только упростить учет, но и не переплачивать налог.

Учетная политика для целей налогообложения по налогу на прибыль

Вопросы налогового учета по налогу на прибыль включаются в учетную политику для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

Учетную политику организация разрабатывает самостоятельно. Ее необходимо оформить отдельным документом и утвердить приказом руководителя организации.

Учетная политика применяется последовательно из года в год, но при определенных условиях в нее можно вносить изменения и дополнения.

Какие вопросы отражаются в учетной политике для налогового учета по налогу прибыль

Для целей налогообложения прибыли в учетной политике следует определить:

  • систему налогового учета, включая формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных учета, данных первичных учетных документов (ст. ст. 313, 314 НК РФ);
  • применяемый метод признания доходов и расходов: метод начисления или кассовый метод (ст. ст. 271 — 273 НК РФ);
  • метод начисления амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ);
  • метод оценки сырья и материалов, применяемый при определении размера материальных расходов (п. 8 ст. 254 НК РФ);
  • перечень прямых расходов на производство и реализацию, а также порядок их распределения на незавершенное производство и готовую продукцию (п. 1 ст. 318, п. 1 ст. 319 НК РФ);
  • порядок формирования стоимости приобретения товаров, приобретенных для последующей реализации (пп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ);
  • перечень создаваемых резервов и порядок их формирования (п. 3 ст. 260, ст. ст. 266 — 4, п. 2 ст. 324, 324.1 НК РФ).

В зависимости от перечня и характера операций, которые присутствуют в деятельности вашей организации, в учетную политику вы можете включать и иные вопросы. Например: порядок учета расходов на НИОКР (п. 9 ст. 262 НК РФ), порядок учета убытка от уступки (переуступки) прав требования (п. 1 ст. 279 НК РФ).

Раздельный учет доходов и расходов по налогу на прибыль

В первую очередь, раздельно следует учитывать доходы и расходы, которые участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль, и доходы (расходы), которые не учитываются при налогообложении прибыли. В частности, не учитываются при налогообложении прибыли:

  • доходы и расходы, относящиеся к деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД либо налогом на игорный бизнес (п. п. 9, 10 ст. 274, п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • доходы и расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли согласно ст. ст. 251, 270 НК РФ.

Раздельно нужно учитывать доходы и расходы, относящиеся (п. 2 ст. 274 НК РФ):

  • к деятельности, облагаемой по разным налоговым ставкам;
  • к операциям, в которых предусмотрен отличный от общего порядок определения прибыли и убытка.

Также на практике к вопросам раздельного учета относят вопросы учета прямых и косвенных расходов, а также вопросы учета расходов для целей формирования себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, приобретенных покупных товаров (ст. ст. 318 — 320 НК РФ).

Конкретный перечень доходов и расходов, которые нужно учитывать раздельно, и порядок раздельного учета вы определяете в зависимости от специфики вашей деятельности и закрепляете в учетной политике (ст. 313 НК РФ).

Как оформить и утвердить учетную политику

Учетную политику вы оформляете в произвольной форме в виде отдельного документа, в котором отражаются методы и система учета по налогу на прибыль, а также иные вопросы налогообложения.

Утвержденной или рекомендованной формы учетной политики для целей налогообложения нет.

Но есть общее правило о том, что формы регистров налогового учета, порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике (ст. 314 НК РФ).

Учетную политику нужно утвердить приказом или распоряжением руководителя организации (ст. 313 НК РФ). Как правило, учетная политика оформляется приложением к такому приказу.

Учетная политика принимается при создании организации и применяется последовательно из года в год. Переутверждать ее ежегодно не требуется. Но при необходимости вы можете вносить изменения и дополнения в учетную политику (с соблюдением условий ст. 313 НК РФ).

Нужно ли сдавать учетную политику в налоговый орган?

Представлять учетную политику вы обязаны только по требованию налогового органа, которое предъявлено в рамках налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Такое требование на практике может быть заявлено во время выездной проверки, при камеральной проверке возможности налогового органа по истребованию документов существенно ограничены (п. 7 ст. 88, п. 12 ст. 89 НК РФ).

Представить учетную политику по требованию налогового органа нужно в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. п. 1, 3 ст. 93 НК РФ, п. 5.1 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).

За непредставление документов, истребованных налоговым органом, в установленный срок на организацию может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, штраф может быть наложен и на должностных лиц организации. Размер штрафа в этом случае составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Как внести изменения и дополнения в учетную политику

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения налогоплательщик может в следующих случаях (ст. 313 НК РФ):

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года) (п. 1 ст. 285 НК РФ);
  • при изменении законодательства о налогах и сборах. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Источник: http://urist7.ru/nalog/nalog-na-pribyl/kak-organizovat-nalogovyj-uchet-po-nalogu-na-pribyl.html

Регистры налогового учета по налогу на прибыль: руководство для бухгалтера

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Регистры налогового учета по налогу на прибыль помогают выяснить, корректно ли заполнена декларация по налогу на прибыль, поэтому налоговые органы любят запрашивать их при своих контрольных мероприятиях — камералке, встречке и иных проверках. Статья пояснит, как правильно заполнить налоговые регистры по налогу на прибыль (далее — НП).

Нормативы о регистрах налогового учета

Чтобы заполнить налоговую декларацию по НП, то есть высчитать налоговую базу по НП за определенный период, следует собрать сведения обо всех проведенных за этот период операциях, суммировать все количественные и денежные показатели по данным первичных документов и систематизировать эти сведения в зависимости от того, к какому разделу декларации они относятся. Вот эта система при правильном разделении сведений и составит вожделенную систему налоговых регистров по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).

Систему налогового учета (далее — НУ) налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и отражает ее в Учетной политике по НУ, регулярно внося в нее дополнения в связи с изменениями налогового законодательства.

Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.

Требования к налоговым регистрам

Эти формы должны быть утверждены в приложениях к учетной политике. Заполняются они непрерывно в хронологическом порядке. Могут быть в бумажном виде, в электронном формате, на отдельных информационных носителях, в специальной программе. Обязательно назначаются люди, ответственные за корректность ведения этих регистров.

В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.

Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.

Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.

Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.

Рекомендации МНС по регистрам НУ

Чтобы снять лишние вопросы при разработке налоговых регистров, налоговики в конце 2001 года издали специальные рекомендации с примерными формами таких регистров.

Это неофициальный документ с номером и датой, называется он «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ».

Вышеуказанные рекомендации можно найти в любой справочной правовой системе.

Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:

Промежуточных расчетов. Учета состояния единицы учета. Учета хозяйственных операций. Формирования отчетных данных. Учета целевых средств некоммерческих организаций.

Можно использовать предлагаемые формы регистров, можно разработать свои, но расчет налоговой базы за определенный налоговый/отчетный период должен раскрывать процесс формирования итоговых сумм: доходов от реализации за этот промежуток времени; расходов, относящихся к этим доходам; внереализационных доходов; внереализационных расходов; прибыли от реализации и от внереализационных операций. С целью создания регистров НУ можно использовать данные из регистров бухгалтерского учета: обороток по счетам, карточек, анализов счетов и т. д. Это разрешено Налоговым кодексом РФ, если налоговый и бухгалтерский учет совпадают, т. е. нет нормируемых или неучитываемых расходов. Вести их можно в обычных таблицах Excel.

Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.

Образец регистра НУ доходов

Компания N заполняет декларацию по НП за полугодие. В сформированной за этот период оборотке величина сальдо на конец периода Кт 90.1, т. е. выручка за отчетный период составляет 3 674 064 руб., включая НДС 18%, расходы, относящиеся к реализации (Дт 90.2) — 2 865 828, внереализационные доходы (Кт 91.1) — 595 250, внереализационные расходы (Дт 91.2) — 699 836 руб.

Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:

3 674 064 / 118 × 100 = 3 113 613 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.

После заполнения лист 02 отчета выглядит следующим образом:

Инспекторы ИФНС при камеральной проверке полученного отчета попросили представить им для сверки налоговые регистры за 2-й квартал.

Главный бухгалтер проверяет, правильно ли заполнены регистры НУ по оборотно-сальдовой ведомости за 2-й квартал.

Строка 010 отчета (выручка с НДС) проверяется по ОСВ счета 90.1 — там указан размер выручки за период.

Вот эта оборотка:

Регистр НУ по доходам от реализации был сформирован главным бухгалтером в момент заполнения отчетности.

Проведя повторные расчеты, главный бухгалтер компании N убедился в корректности составленных налогов: все требуемые налоговиками реквизиты в регистрах присутствуют и сумма строки 010 совпадает с результатами расчетов и регистра НУ.

Пример регистров НУ по внереализационным расходам

Бывает, что какие-то расходы невозможно принять к НУ — например, в организации применялись нормируемые рекламные расходы. С целью показать пример налогового регистра по налогу на прибыль в таком случае, продолжим предыдущий пример и проверим корректность размера внереализационных расходов, указанных в том самом отчете по НП компании N.

Для этого требуется оборотка счета 91.2 — по учету прочих расходов. На самом деле мы видим, что во 2-м квартале какие-то не принимаемые к НУ расходы были произведены в организации:

После этого мы можем посмотреть регистр НУ по внереализационным расходам, чтобы проверить, нет ли ошибки в них, не засчитаны ли такие непринимаемые расходы в сумме, показанной по строке 040 листа 02 декларации по НП:

Мы убедились, что налоговый регистр заполнен правильно: ненужных в НУ расходов в нем нет; указан период, наименование регистра, даты принятия к учету первичных документов, содержание и сумма операции. Подпись с расшифровкой ответственного за ведение регистра тоже присутствует.

Сроки хранения налоговых регистров

В требовании налоговиков о представлении документов часто стоит список регистров НУ по количеству заполненных строк декларации. Штраф за каждый непредставленный документ равен 200 рублям (ст. 126 НК РФ). Они вправе применить еще и ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил НУ.

Расходы можно применить для уменьшения доходов только при их обоснованности и наличии первичных документов для подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Соответственно, в течение 4 лет (3 года возможной выездной проверки + текущий год) нужно обеспечить сохранность документов, показывающих получение доходов, осуществление расходов и уплату налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Не так давно Минфин напомнил, что данный срок начинается по окончании периода, в котором данный документ применялся последний раз при составлении налоговой отчетности (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

Источник: https://law.kolomnaonline.ru/registry-nalogovogo-ucheta-po-nalogu-na-pribyl-rukovodstvo-dlya-buhgaltera.html

Как организовать налоговый учет – НалогОбзор.Инфо

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Чтобы правильно и своевременно формировать данные для расчета налога на прибыль, нужно вести налоговый учет (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

  • общий порядок формирования доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
  • порядок создания резервов;
  • сумму задолженности по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Чтобы организовать налоговый учет, нужно:

При организации налогового учета особое внимание нужно уделить учету прямых и косвенных расходов.

Как вести регистры налогового учета

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:

  • первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
  • аналитических регистров налогового учета;

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин.

Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно.

Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:

  • период (дату) составления;
  • измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)).

Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ.

Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя.

Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены.

На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nalog_na_pribyl/kak_organizovat_nalogovyj_uchet/2-1-0-849

Регистры налогового учета в 1С 8.3

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Курсы 1С 8.3 и 8.2 » Обучение 1С Бухгалтерия 3.0 (8.3) » Налог на прибыль » Регистры налогового учета в 1С 8.3

Налоговые регистры в 1С 8.3 редакция 3.0 – что это? Кто должен вести регистры налогового учета? Для чего они предназначены? Какие регистры налогового учета можно вести автоматически в программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0? Обо всем этом узнаем далее.

Формы регистров налогового учета и порядок их отражения в 1С 8.3

Вести налоговые регистры налогоплательщиков налога на прибыль обязывает ст. 313 и 314 Налогового кодекса. Однако там четко прописан лишь перечень обязательных реквизитов этого документа:

  • Название;
  • Дата или период;
  • Наименование операции;
  • Измерители;
  • Ответственные за составление и их подписи.

Форма же регистров, их перечень и содержание оставлены на усмотрение самих налогоплательщиков. Главное, чтобы они раскрывали порядок формирования налоговой базы. Разрешено даже использовать в этом качестве бухгалтерские регистры, если они содержат достаточно для расчета налога данных. В программе 1С 8.3 это могут быть оборотно-сальдовые ведомости, если их настроить следующим образом:

В оборотно-сальдовой ведомости (карточке счета и т.п.) на закладке Показатели нужно убрать галочку бухгалтерский учет и поставить налоговый учет. Таким образом, в отчете отразятся только данные налогового учета по счетам.

Тем не менее, относиться легкомысленно к этим документам не стоит, так как отсутствие регистров – повод для штрафа за грубое нарушение учета. Перечень и форму регистров нужно утвердить в Учетной политике по налоговому учету, принимая во внимание, что именно эти регистры обязаны предоставить при запросе налоговому органу.

Аналитические регистры налогового учета в 1С 8.3

В программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 представлено четыре блока аналитических регистров: Отчеты – Налог на прибыль – Регистры налогового учета:

Это не означает, что они все обязательны. Нужно выбрать те, что актуальны именно для организации. Рассмотрим их поближе. Первый блок содержит регистры, в которых отражается информация о доходах и расходах, попадающих непосредственно в декларацию по налогу на прибыль:

Остальные регистры носят информативный, вспомогательный характер, детализируют информацию различных участков учета. По ним можно ориентироваться при проверке декларации и поиске ошибок. По кнопке Настройка можно отметить только те отчеты, которыми пользуетесь в базе 1С 8.3, остальные будут скрыты:

Всегда можно вернуть автоматические настройки, воспользовавшись функцией Сбросить мои настройки в меню Еще:

Образец заполнения регистров налогового учета в 1С 8.3

Рассмотрим, какие настройки доступны внутри самих регистров. Как обычно, это Группировка, Отборы, Дополнительные поля, Сортировка, Оформление:

То, что может заинтересовать в рамках данного материала, находится на закладке Оформление. Чтобы распечатанный регистр соответствовал требованиям законодательства, он должен содержать все обязательные реквизиты, о которых говорилось выше. Для этого нужно проставить отметки напротив нужных реквизитов:

После формирования, в отчете появятся все необходимые сведения:

Назначить ответственного за ведение регистра в 1С 8.3 Бухгалтерия можно в разделе меню Главное – Реквизиты организации – Подписи:

По ссылке Ответственные за подготовку отчетов откроется перечень ответственных, где нужно выбрать нужных работников организации. Вся последовательность смены ответственных лиц хранится в базе 1С 8.3, ее можно посмотреть по ссылке История:

Еще одна интересная настройка регистров – Отбор:

Добавив этот реквизит в отчет, увидим параметры, по которым в программе 1С 8.3 настроен отбор данных в конкретный регистр:

В 1С 8.3 можно настроить отчет необходимым образом и по кнопке Еще – Сохранить настройки, либо Сохранить вариант отчета:

При втором варианте, видоизмененный отчет появится в перечне регистров:

 Кроме того, в 1С 8.3 можно настроить его доступность другим пользователям:

Как распечатать бланки налоговых регистров к Учетной политике

В конфигурации 8.3 разработчиками программы 1С предоставлена возможность распечатать регистры налогового учета к учетной политике в разделе Главное – Учетная политика:

После того как настроена и записана учетная политика, можно распечатать перечень выбранных регистров и их формы, отметив нужные галочками:

На сайте ПРОФБУХ8 Вы можете ознакомиться с другими бесплатными статьями и видеоуроками по конфигурации 1C Бухгалтерия 8.3 (8.2). Полный список наших предложений можно посмотреть в каталоге.

Рекомендуем посмотреть наш семинар по ошибкам в налоговом учете в 1С 8.3:

Поставьте вашу оценку этой статье: (1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProfBuh8.ru/2016/07/nalogovyie-registryi-v-1s-buhgalteriya-3-0/

Юр-консультация
Добавить комментарий