Срок составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола об административном правонарушении

  • 1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
  • 2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
  • 3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.

В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко.

При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев (по делам о нарушении таможенных правил) обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7). Административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и. т. п.) проводиться по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

  • 1. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил – в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 настоящего Кодекса, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 настоящего Кодекса.
  • 2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Новый КоАП, как и КоАП РСФСР, предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке – без составления протокола.

Особенностью упрощенного (усеченного) производства является назначение административного наказания без составления протокола на месте совершения административного правонарушения.

В данном случае должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания.

Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения. Показателем малозначительности административного правонарушения выступает вид административного наказания и его размер.

Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения.

Назначение административного наказания без составления протокола в виде административного штрафа осуществляется на месте совершения административного правонарушения, если размер штрафа не превышает одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил – не более десяти минимальных размеров оплаты труда. В указанных случаях уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении административного штрафа оформляется постановлением-квитанцией установленного образца, а сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию в течение тридцати дней с момента назначения административного наказания.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении оспаривает: а) наличие события административного правонарушения; б) назначенное ему административное наказание; в) отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, в этих случаях составляется протокол об административном правонарушении.

Page 3

  • 1. Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  • 2. Административное расследование имеет широкую сферу применения. Оно может быть назначено за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.
  • 3. Административное расследование осуществляется в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований к возбуждению дела об административном правонарушении. По сути оно является дополнительной проверкой обнаруженного и выявленного административного правонарушения в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  • 4. КоАП связывает административное расследование с процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат: проведением экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов, производством ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок и др.
  • 5. Как вытекает из общих правил, установленных КоАП, решение о возбуждении дела об административном правонарушении имеет юридическую силу протокола; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Решение оформляется в виде определения, а если факт совершения административного правонарушения в виде определения, а если факт совершения административного правонарушения выявлен прокурором – в виде постановления.
  • 6. Описательная часть определения должна содержать все обязательные реквизиты, предъявляемые к протоколу. В определении должно содержаться мотивированное обоснование назначения административного расследования с указанием проведения конкретных процессуальных действий, составляющих содержание административного расследования. Непосредственное проведение процессуальных действий осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законом. Например, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов производится в присутствии представителя юридического лица и двух понятых и оформляется протоколом об осмотре и др. (ст.27.8).
  • 7. Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования влечет возникновение процессуальных прав и обязанностей участников данного процессуального отношения. Одной из гарантий всестороннего, полного и объективного административного расследования являются ходатайства, которые могут быть заявлены должностному лицу, уполномоченному проводить административное расследование. Правом ходатайства на стадии административного расследования пользуются все участники этого дела, например, лицо, в отношении которого проводится административное расследование, потерпевший и их представители, адвокат, эксперт и др.

Право обжалования действий и решений должностного лица, уполномоченного проводить административное расследование, является важной гарантией соблюдения законности.

  • 8. В целях обеспечения своевременного, оперативного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
  • 9. Соблюдение сроков является одним из условий административного расследования по делу об административном правонарушении. По общему правилу, установленному данной статьей, административное расследование должно быть закончено не позднее одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен по ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. В этом случае вышестоящее должностное лицо может продлить административное расследование на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – на срок до шести месяцев.

Продление административного расследования в исключительных случаях означает неординарную ситуацию, сложность процессуальных действий. В любом случае ходатайство о продлении сроков расследования должно быть мотивированным. При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица.

  • 10. По окончании административного расследования, по результатам составляется протокол об административном правонарушении либо прекращается.
  • 11. Административное расследование заканчивается составлением протокола об административном правонарушении. Протокол, являясь процессуальным документом, завершает административное расследование. В нем систематизируются доказательства, собранные по делу, формулируются выводы. В описательной части протокола излагается сущность дела: указываются место и время совершения административного правонарушения, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; результаты проведенных процессуальных действий; обстоятельства, смягчающие административное наказание. Если по делу об административном правонарушении проходят несколько лиц, то при изложении сущности дела указывается роль каждого из них.

Сведения о лице, в отношении которого проводится административное расследование, должны быть достоверными.

Что касается вещественных доказательств, то в протоколе, помимо их перечисления, должно указываться место хранения. В протоколе находят отражение и другие вопросы, предусмотренные КоАП.

12. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению на стадии административного расследования при наличии установленных законом оснований и в порядке, определенном настоящим Кодексом.

В частности, по результатам административного расследования выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении, состоящее из вводной, описательной и резолютивной частей. При изложении сущности дела дается юридический анализ установленных фактов.

В резолютивной части формулируется решение о прекращении дела об административном правонарушении и приводятся основания его прекращения со ссылкой на соответствующую норму КоАП. Прекращая дело, должностное лицо, уполномоченное проводить административное расследование, решает правовую судьбу вещественных доказательств.

Если расследованием установлены факты, требующие применения иных мер воздействия, должностное лицо, прекращая дело об административном правонарушении, доводит эти факты до сведения юридического лица.

Источник: https://vuzlit.ru/1254443/sroki_sostavleniya_protokola_administrativnom_pravonarushenii

Сроки составления протокола об административном правонарушении. Статья 28.5 КоАП РФ

Срок составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении – одно из временных ограничений, которые установлены законом для должностных лиц. Их цель – защитить права и интересы лиц, затронутых производством по делу. Рассмотрим, каким образом они воплощаются на практике.

Нормативное регулирование

Сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются исключительно нормами КоАП. Независимо от того, установлена ответственность за деяние кодексом или законом, принятым представительным органом региона. Здесь правила едины.

Какими-либо иными актами правила о сроках устанавливаться также не могут.

Значение протокола

Сроки составления протокола об административном правонарушении – время, отведенное на составление протокола уполномоченным лицом. Правила о сроках имеют значение, т.к.

с протокола фактически начинается всякое административное дело. Он является базовым элементом почти любого дела.

Если при его составлении допущены нарушения, то судья или иной орган, рассматривающий дело, может вынести постановление в пользу привлеченного лица.

Что касается сроков, их пропуск может также иметь серьезные последствия для дела. Истечение сроков приводит к прекращению производства по делу.

Независимо от того, каким ведомством разрабатывался образец протокола об административном правонарушении, его структура одинакова:

  • дата и место написания;
  • должность, фамилия, инициалы составителя;
  • паспортные данные привлекаемого лица или сведения об организации (название, адрес и организационно-правовая форма);
  • Ф. И. О. и место проживания свидетелей и потерпевших;
  • место, время и описание события;
  • статья кодекса или регионального закона об административной ответственности;
  • объяснения привлекаемых лиц;
  • отметка о том, что были разъяснены права и обязанности;
  • отметка о передаче копии протокола;
  • подписи должностного лица и привлеченного к ответственности лица.

Несмотря на единую структуру, бланки оформляются по-разному.

Кто отвечает за составление протокола

Ст. 28.3 указывает перечень органов, чиновники, которых являются лицами, составляющими протокол об административных правонарушениях. Конкретный перечень лиц, имеющих полномочия на составление протокола, установлен ведомственными нормативными актами. Тот же принцип действует в отношении чиновников, составляющих протоколы за нарушения, предусмотренные региональными законами.

Согласно КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления проступка.

Если нет возможности сразу же узнать достаточный объем сведений о гражданине или организации-нарушителе, документ составляется не более чем за 2 суток.

Как составляется протокол об административном правонарушении? По образцу, разработанному сотрудниками или ведомственными юристами. Для чиновника основания действовать – должностной регламент или приказ руководителя о передаче полномочий на составление протокола.

Длительность расследования

Его разрешено назначать в случаях, перечисленных в ст. 28.7 КоАП. Кроме принадлежности к обозначенному списку, по делу требуется провести экспертизу и иные процессуальные действия, занимающие много времени.

Должностным лицом, выявившим нарушение, немедленно выносится определение об открытии производства, и его копия отправляется лицу, которое привлекается к ответственности, или его представителю. Расследование длится 1 месяц с момента вынесения определения о его начале.

В некоторых ситуациях разрешено продлить время расследования на срок от 1 до 6 месяцев.

По завершении расследования составляется протокол или дело полностью прекращается.

Особенности действий прокурора

Закон предполагает не только составление протокола об административном правонарушении. Прокурор, выявив нарушения Конституции и законов в случаях, обозначенных в КоАП, выносит постановление о начале производства по делу.

В кодексе указано, что оно должно полностью отвечать требованиям к протоколу. Прокурор также ограничен во времени сроком составления протокола об административном правонарушении. Фактически постановление прокурора приравнено к протоколу.

Упрощенное производство

В случае нарушений, которые наказываются штрафом или предупреждением, протокол может не составляться. Вместо него сразу составляется постановление.

Протокол составляется, если привлеченное к ответственности лицо подает жалобу на постановление. Т. к.

решение было вынесено не судьей, жалоба с приложенными материалами передается в вышестоящую инстанцию в течение 3 дней, за это же время закон требует составить протокол.

Что делать при несогласии с протоколом

Многие задаются вопросом об обжаловании протокола об административном правонарушении. Однако такой процедуры закон не предусматривает. Составление протокола – одна из стадий административного процесса.

Если имеются замечания на действия должностных лиц, то следует подать жалобу вышестоящим начальникам или в прокуратуру. Заявитель, имеющий свидетелей, документы или видео, опровергающие утверждения, отраженные в протоколе, может добиться того, что дело не отправят на рассмотрение по существу.

Гражданин вправе в ходе рассмотрения дела по существу делать свои замечания, подавать ходатайства в письменном виде, в том числе и относительно правильности протокола.

Порядок обжалования

По закону жалоба подается на постановление как итоговый документ, а не на протокол, хотя люди задают соответствующий вопрос. Если исходить из этой позиции, схема обжалования протокола об административном правонарушении выстроена следующим образом:

  • жалоба подается только в суд, если постановление ранее вынесено судом;
  • жалоба подается или в суд или в вышестоящий орган;
  • если жалоба одновременно подана в вышестоящий орган и в суд одновременно, то рассмотрение производится судом.

Жалобу в суд вправе подать как привлеченное лицо, так и чиновник, направивший ранее материалы для рассмотрения.

На подачу заявления об отмене постановления дается 10 дней после получения копии постановления. Материал может передаваться или в орган, вынесший решение или в орган, который рассматривает жалобы по существу. Оба варианта подачи правильные.

В заключение

Закон предполагает несколько вариантов ответа на вопрос, в течение какого времени составляется протокол по делу об административном правонарушении:

  • немедленно при выявлении;
  • в течение 2 дней с момента выявления, если необходимо добыть сведения о нарушителе;
  • по окончании срока административного расследования, если оно не прекращено.

Если постановление выносилось без составления протокола, то он составляется, если привлеченное лицо подало жалобу на постановление в отношении него.

Источник: https://FB.ru/article/469485/sroki-sostavleniya-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii-statya-koap-rf

Составление протокола об административном правонарушении – срок, порядок, уведомление, место где составляется нарушение, время, понятые

Срок составления протокола об административном правонарушении

Если протокол был составлен лицом, не имеющим достаточных полномочий для этого, то документ попросту признается недействительным – данный момент рекомендуется отслеживать самому нарушителю, так как в дальнейшем он может стать решающим при вынесении решения суда.

Но, любой сотрудник правоохранительных структур при выяснении факта правонарушения может зафиксировать его в рапорте, который впоследствии будет передан лицам, обладающим достаточными полномочиями.

Кто именно будет заниматься делом – во многом зависит от характеристики ситуации.

При несоблюдении правил дорожного движения за составление документа отвечает инспектор ГИБДД, который обычно имеется на каждом посту.

Порядок и правила оформления в 2019 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2019 году требования к порядку и правилам оформления.

Основания

В качестве причин, принятых законом достаточными, выделяют:

  • выявление уполномоченными лицами фактов несоблюдения норм закона;
  • поступление от правоохранительных структур, государственных служб и общественных учреждений сведений, подтверждающих совершение правонарушения;
  • регистрация ситуации с игнорированием положений законодательной системы на участках дорожного движения с применением средств фото- и видеофиксации.

Могут быть использованы в качестве основания соответствующие сообщения от обычных граждан, в которых содержится указание на нарушение.

Не редкость, когда владельцы транспортных средств получают уведомление об оформлении протокола по совершенному правонарушению в регионе, отличающимся от региона проживания.

Не имея возможности задерживаться на долгий период в субъекте РФ, где был составлен документ, нарушитель может ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства – отказать ему в этом уполномоченные лица не имеют права.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным.Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Регламент привлечения к ответственности

Строгое следование регламенту – основная задача уполномоченных структур.

Не все лица обеспечивают соблюдение установленных норм, поэтому гражданину важно знать их – лишь это поможет в полной мере защитить собственные права и интересы.

В отсутствии лица

В случае отсутствия лица, по которому был выявлен факт совершения административного правонарушения, законом допускается оформление протокола.

Копия документа должна быть направлена нарушителю в течение трех дней с даты оформления.

Сейчас это особенно актуально, учитывая все большее распространение средств автоматической фото- и видеофиксации.

Что дальше после выявления проступка

При установлении факта правонарушения может быть несколько вариантов дальнейших событий:

  • у нарушителя нет претензий , он несет положенную ответственность;
  • у нарушителя имеются претензии, проводятся дополнительные мероприятия, вопрос решается либо специальной комиссией, либо в суде;
  • суд принял решение о назначении наказания, но нарушитель не согласен с постановлением, происходит обжалование в вышестоящих инстанциях с проведением дополнительных мероприятий.

Во многом развитие ситуации зависит от индивидуальных обстоятельств – наличие отягчающих или облегчающих позиций может стать элементом, существенно влияющим на итоговый результат рассмотрения дела.

Время является ключевым фактором в обеспечении соблюдения норм закона – игнорирование установленных периодов предоставляет нарушителю право избежать наказания.

Статья 28.5

Ст. 28.5 КоАП РФ уточняет сроки составления:

НезамедлительноПосле установления факта правонарушения
В течение 2 сутокПри возникновении необходимости уточнения отдельных обстоятельств
В течение нескольких месяцевПри возникновении необходимости проведения административного расследования

Последняя позиция дополнительно рассматривается в ст. 27.7 КоАП РФ.

Незамедлительное

Протокол должен быть составлен незамедлительно, если должностное лицо обладает всеми сведениями и материалами, которые подтверждают факт совершения правонарушения и могут быть использованы для доказательства реальной ситуации.

Когда требуется время

Оформление документа может быть оттянуто по времени на срок до 2 суток, если возникла необходимость в уточнении информации такого характера:

  • смягчающие, отягчающие обстоятельства или позиции, подтверждающие малую значимость нарушения;
  • персональные сведения о правонарушителе (физическом лице): паспортные реквизиты, ФИО, место работы, должность, место прописки и фактического проживания, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.;
  • персональная информация о нарушителе (юридическом лице):  ИНН, ОКПО, наименование учреждения, фактический и юридический адрес.

Установленный период обусловлен временными затратами на направление запросов в уполномоченные структуры для выяснения вышеперечисленных позиций.

В отдельных ситуациях допускается административное задержание нарушителя до выявления обстоятельств.

Срок составления может быть растянут до 6 месяцев, если возникла необходимость в реализации процедуры предварительного расследования.

Для этого подается ходатайство о продлении стандартного периода.

Образец документа

протокола об административно правонарушении:

  • дата и место составления;
  • персональные сведения уполномоченного лица, ответственного за оформление;
  • личные сведения виновного гражданина;
  • персональные сведения свидетелей;
  • краткая, но информативная характеристика административного правонарушения;
  • статьи закона, по которым виновный может быть привлечен к ответственности;
  • объяснения виновного;
  • опись материалов;
  • отметка о разъяснении прав и выдаче копий;
  • подписи сторон.

Стандартно каждый уполномоченный сотрудник имеет бланк с соответствующими позициями, поэтому проблем с оформлением возникнуть не должно.

Процедура подписания и вручение

В протоколе должны содержаться подписи двух лиц: составителя и виновного.

После этого копия документа под расписку передается нарушителю и пострадавшему.

Требования

При оформлении должны быть соблюдены все критерии КоАП РФ. Основные требования:

  • соблюдение процессуальных норм (разъяснение прав, следование срокам, допущение свидетелей и понятых);
  • отсутствие помарок, делающих невозможным прочесть содержание документа;
  • отсутствие ошибок в персональных сведениях сторон и свидетелей.

Каждый уполномоченный сотрудник обязан знать их. Не будет лишним иметь актуальную информацию и простым гражданам.

Нарушения

При оформлении важное значение имеют сроки составления.

Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка.

Обращение с жалобой

Ключевая обязанность прокуратуры – обеспечение надзора за деятельностью правоохранительных структур, в том числе ГИБДД, суда и полиции.

Обращение с жалобой о неправильном составлении протокола об административном нарушении необходимо направить в данный орган в максимально краткие сроки – до того, как материалы дела будут переданы в суд. 

Если ответа не последовало, а повестка уже была получена, то на заседании потребуется повторно выразить свою претензию, уточнив момент с отсутствием реакции со стороны прокуратуры.

В расчет принимаются исключительно письменные заявления – устные просьбы никакого результата не принесут.

Ошибки

Правильность составления должна быть соблюдена – в противном случае документ будет признан недействительным.

К примеру, если произошло оформление в отсутствии виновного, то данный момент признается явным нарушением законных прав гражданина.

В расчет не берутся ошибки, которые не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела. То есть орфографические недочеты не могут быть признаны существенными.

Исключения: написание фамилии и имени гражданина.

Время давности

Срок давности по административным правонарушениям приравнивается к периоду в 2 месяца – если дело не было направлено в судебные инстанции, в 3 месяца – если он было передано в суд.[highlight]желтая полоска

В случае с нарушением ПДД временной промежуток увеличивается до 12 месяцев.

Возбуждение дела

Дело признается открытым, если:

  • оформлен протокол на месте происшествия;
  • составлен акт о необходимости применения дел по данному правонарушению;
  • прокуратурой вынесено постановление о возбуждение дела по факту несоблюдения норм закона;
  • уточнено определение об открытии с учетом необходимости проведения дополнительных мероприятий по расследованию.

Если после предоставления всех подтверждающих материалов в возбуждении дела было отказано, уполномоченное лицо должно мотивировать свое решение в письменной форме, направив его подателю заявления.

Обжалование решения постановления суда

В случае несогласия с результатами рассмотрения судом факта о нарушении положений административного кодекса, можно подать претензию в вышестоящую инстанцию.

Источник: http://pravoznay.ru/sostavlenie-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Протокол об административном правонарушении составляется в течение какого времени

Срок составления протокола об административном правонарушении

Оформление протокола в случае выявления нарушения административных норм — отправная точка производства по делу, которое в конечном счете может привести к применению наказания.

У граждан нередко возникают вопросы о том, сколько времени занимает составление протокола, чем регулируется данный процесс, как не пострадать при составлении протокола от собственного незнания. К счастью, эти и многие другие вопросы уже довольно подробно регулируются российским законодательством.

Что следует признавать административным правонарушением

Административными правонарушениями признаются действия, бездействия, нарушающие правила поведения, установленные в КоАП РФ.

К сожалению, их настолько много, что перечислить всё в одной статье не удастся, но в общем виде можно заключить, что это правонарушения с относительно небольшой (по сравнению с преступлениями) степенью общественной опасности: легкий или средний вред здоровью, материальный ущерб небольшого характера, нарушения правил дорожного движения, различных требований и нормативов (требования пожарной безопасности, санитарных норм) и др.

Сотрудник ДПС оформляет протокол административного правонарушения.

Важно! С полным перечнем административных правонарушений можно ознакомиться в Кодексе об административных правонарушениях России. Это единственный акт, устанавливающий правила поведения в области публично-властных отношений. Некоторые правила лишь упоминаются в статьях, а в полноценном виде представлены в отдельных актах (те же самые Правила дорожного движения).

Дополнительная информация! Законодательством России предусмотрено, что размеры санкций (наказаний) за некоторые виды нарушений могут устанавливаться законами субъектов федерации (например, за нарушение тишины и покоя). Однако само деяние как норма все же фиксируется на государственном уровне.

Протокол по делу может и не составляться

Законом должным образом оговорены все случаи, когда при выявлении нарушения составляются иные акты, либо дело вовсе обходится без них.

  1. По факту нарушения было оформлено письменное предупреждение на месте.
  2. Сразу изготовлено постановление по делу (итоговый документ), назначен административный штраф. Это возможно, если нарушитель признал свою вину и согласен с назначенным наказанием.
  3. Нарушение было обнаружено с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фиксации правонарушений. Речь идет, прежде всего, о «камерах наблюдения», установленных на дорогах для выявления нарушений Правил дорожного движения.
  4. Проступок не представляет серьезной опасности (малозначительно), и лицо, уполномоченное составлять протокол, ограничилось устным замечанием, которое, заметим, не является мерой ответственности, а представляет способ морального воздействия за совершенный проступок на человека.

Если нарушение было выявлено с использованием средств автоматической фиксации, протокол по делу не составляется.

Срок составления протокола об административном правонарушении можно узнать, обратившись к статье 28.5 КоАП РФ.

Немедленное составление протокола

По общему правилу важнейший документ по делу должен быть составлен незамедлительно, при условии, что все обстоятельства по делу выяснены и не требуется выяснения иной информации о событии.

Обратите внимание! В протоколе в обязательном порядке должны быть указаны обстоятельства, обозначенные в статье 28.

2 КоАП РФ, а именно: дата и место составления, информация о лице, составившем акт, контактные данные и иная информация о нарушителе, свидетелях и потерпевших, описываются подробности самого нарушения, статья закона, которая предусматривает ответственность за деяние, объяснение правонарушителя по поводу произошедшего.

Возникает вопрос о размытости термина «немедленно». Отметим, что законодательно закрепленного временного отрезка для написания каждого протокола по делу не предусмотрено. Нет и ведомственных разъяснений о том, что на каждый случай написания документов сотрудниками должно быть отведено 15, 30, или, скажем, 60 минут.

На практике реализация сложившегося правила выражается в безотлагательном характере оформления документа. Как только замечено правонарушение, составляется и протокол, что обычно занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от характера и сложности правонарушения, участия в нем иных лиц (свидетелей, потерпевших).

Важно! Из-за ограниченности во времени нередко граждане подписывают документы, не ознакомившись с их содержанием, а сотрудники, составившие протокол, не разъясняют гражданам всех их прав и обязанностей.

Не стоит пренебрегать этим: в случае, когда не понятны какие-либо положения, зафиксированные в протоколе, следует повременить с оставлением подписи. Можно обратиться к сотруднику и выяснить, о чем идет речь.

Много времени это не займет, зато позволит избежать недопонимания.

В случае несогласия с обозначенными обстоятельствами дела, нарушители имеют право оставить свои письменные замечания в соответствующей графе протокола.

Бывает, для написания протокола необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела.

Лицо, уполномоченное к оформлению акта, должно восполнить недостающие сведения за 48 часов, которые начинают течь с момента выявления нарушения.

В такой ситуации правонарушитель вызывается в орган, в котором был составлен протокол, для получения его копии под расписку. Также копия протокола может быть направлена нарушителю по почте.

Срок в двое суток начинает исчисляться с момента выявления нарушения, вплоть до часа и минуты.

Важно! Если нарушителю не была выдана копия протокола, не рекомендуется ставить ему свою подпись в соответствующую графу в оригинале данного документа. Такое процессуальное нарушение непростительно с точки зрения права, и вполне возможно оспорить законность написанного протокола в суде.

Оформление протокола по делу после административного расследования

Административное расследование длится не более месяца и осуществляется, если сведения о выявленном сотрудниками нарушении могут быть получены исключительно с помощью экспертиз или других действий, занимающих значительное время. Когда все обстоятельства установлены, составляется протокол, и нарушитель также извещается о его оформлении с необходимостью получения копии акта.

Важно! О назначении административного расследования выносится специальный акт — определение, которое направляется или вручается под расписку нарушителю.

Обратите внимание! В исключительных случаях период расследования продлевается. Однако в совокупности он не может составлять более 6 месяцев. Таким образом, на срок продления расследования откладывается и составление протокола. Временные рамки для исключительных случаев проведения расследования установлены законодателем.

П. 5 статьи 28.7 КоАП РФ устанавливает, что административное расследование продлевается:

  • по решению руководителя органа, ведущего дело, или его заместителя — на срок до одного месяца;
  • по нарушениям таможенных правил или в области безопасности дорожного движения, где причинен легкий или средний вред здоровью потерпевшего — по решению руководителя вышестоящего таможенного органа или органа ГИБДД — на срок до полугода;
  • по делам о незаконной организации и проведении азартных игр на срок до шести месяцев.

Обратите внимание! Расследование может быть закончено и без вынесения протокола в случае прекращения производства по делу. Это отличает его от немедленного составления протокола или его оформления в течение двух суток. В таком случае составляется, а затем направляется нарушителю или лично отдается под расписку копия постановления о прекращении дела.

Ошибки и недостатки в протоколе по делу

Обжалование протокола об административном правонарушении

По мнению Верховного суда РФ, которое выражено в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 года  № 5, условно недостатки юридических документов можно разделить на существенные, которые признают протокол незаконным, и несущественные, позволяющие использовать протокол в качестве доказательства по делу.

Так, существенными недостатками будут являться отсутствие данных, признанных обязательными, о которых говорилось ранее, или, например, создание протокола по делу в отсутствие нарушителя. Из-за грубых ошибок подобного рода может быть прекращено само производство по делу.

Нарушитель не обязан указывать на ошибки сотруднику при подписании протокола, а может сделать это при рассмотрении дела.

Важно! Если имеют место исправления, помарки в протоколе, такие недочеты должны быть правильно оформлены! За каждым исправлением должны стоять две подписи — нарушителя и лица, изготовившего данный акт.

К несущественным же относятся те недостатки, которые без особого труда и затрат времени можно устранить при непосредственном рассмотрении дела по существу. К таким недостаткам Верховный Суд РФ относит и нарушение сроков составления протокола по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание! К сожалению, за то, что должностное лицо нарушило срок и не оформило вовремя документы по делу, не предусмотрено никаких неблагоприятных последствий, поэтому обжалование такого обстоятельства окажется безрезультатным.

Важно! При обжаловании существенных недостатков протокола по делу следует соблюдать процессуальные сроки давности обжалования, которые составляют 10 дней со дня оформления протокола по делу и вручения его нарушителю.

Итак, сроки оформления протокола по делу колеблются от незамедлительного заполнения установленного бланка после обнаружения нарушения до максимального срока — шести месяцев при проведении административного расследования.

Так или иначе, лицо, в отношении которого данный документ составляется, должно быть извещено обо всех ключевых процессуальных действиях, которые влияют на исход дела.

Особая внимательность при оформлении данного правового акта поможет избежать указанных ошибок.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/srok-sostavlenia-protokola.html

Юр-консультация
Добавить комментарий