Виды налогов в рб

Налоги в Белоруссии

Виды налогов в рб

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость.

Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС.

В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.

2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников).

Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги.

Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области.

Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения.

Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет.

Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу.

Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными.

Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц.

Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Источник: //lifxil.ru/nalogi-v-belorussii/

Системы налогообложения в РБ

Виды налогов в рб

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?».

В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Итак, любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы может выбрать одну из двух систем налогообложения: общую или упрощенную. Упрощенная система предусматривает еще две подсистемы – с уплатой НДС и без уплаты НДС.

Независимо от того, какую систему выбирает предприятие, оно осуществляет обязательные платежи, связанные с:

А) выплатой заработной платы работникам:

  1. 34% от фонда оплаты труда компания обязана уплатить в ФСЗН – это отчисления на обязательное социальное страхование;
  2. 0,6% от фонда оплаты труда перечисляется в качестве обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

13% подоходного налога и 1% взносов в ФСЗН наниматель обязан удержать из заработной платы работника и перечислить в бюджет и в ФСЗН, т.е. это не относится к бремени организации, но это важно знать для понимания обязанностей нанимателя.

Б) ввозом товаров на территорию Республики Беларусь: по общему правилу ввозной НДС уплачивается по ставке 20% от стоимости ввозимого товара, при ввозе некоторых товаров ставка может быть 10%.

А теперь рассмотрим подробнее налоги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Общая система налогообложения предусматривает уплату:

  1. НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.
  2. Налога на прибыль по ставке 18% от полученной прибыли.
  3. Иных налогов при наличии объектов налогообложения (земельный налог, налог на недвижимость, акцизы, экологический налог и т.д.)

Упрощенную систему налогообложения можно применять с момента создания компании либо перейти на нее со следующего года, в течение года перейти на нее нельзя. На УСН с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:

  • численность работников составляет не более 100 человек в среднем;
  • размер валовой выручки нарастающим итогом составляет не более 1 030 000 белорусских рублей, а для индивидуальных предпринимателей — не более 112 500 белорусских рублей.

 Не вправе применять УСН:

  1. организации и индивидуальные предприниматели:
  • производящие подакцизные товары;
  • реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
  • являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»;
  • предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения, их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
  • оказывающие услуги «интернет-площадок»;
  • являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • осуществляющие: лотерейную деятельность; розничную торговлю через интернет-магазин; деятельность в рамках простого товарищества; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
  1. организации, осуществляющие:
  • риэлтерскую деятельность;
  • страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);
  • банковскую деятельность (банки);
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • посредническую деятельность по страхованию;
  • участниками холдинга;
  • микрофинансовыми, в т.ч.  ломбарды.

Кроме того,  не могут применять УСН организации, производящие на территории Республики Беларусь с/х- продукцию и уплачивающие единый налог для производителей с/х-продукции; ИПв части деятельности, по которой уплачивается единый налог; организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход; унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а так же коммерческие организации, более 25% акций которых принадлежат одной или нескольким организациям.

 Ставки налога при упрощенной системе:

А) три (3) процента от валовой выручки:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;
  • для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих НДС организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 410 000 белорусских рублей, — в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Б) пять (5) процентов от валовой выручки – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС.

Эту ставку налога без уплаты НДС могут применять только предприятия с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 940 000 белорусских рублей.

В) шестнадцать (16) процентов в отношении безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств.

В данной статье приведена общая информация о налогообложении предприятий Беларуси. Выбор системы налогообложения мы настоятельно рекомендуем делать только после изучения Налогового кодекса Республики Беларусь и вместе со специалистом в данной сфере.

Используемые материалы для статьи:

Налоговый кодекс Республики Беларусь

Источник: //pravocom.by/statiy/sistemy-nalogooblozheniya-v-rb/

2. Сущность системы налогообложения республики беларусь. Налоги и сборы, их виды

Виды налогов в рб

С1991 года Республика Беларусь перешла напреимущественное поступление средствв бюджет (по опыту государств с рыночной экономикой) через налоговую систему.Налоговаясистема –это взаимосвязанная совокупностьдействующих в данный момент в конкретномгосударстве существенныхусловий налогообложения.К таким условиям относятся:

  • система и принципы налогового законодательства;

  • принципы налоговой политики;

  • порядок установления и ввода в действие налогов;

  • виды налогов и общие элементы налогов;

  • порядок распределения налогов по бюджетам;

  • система налоговых органов;

  • формы и методы налогового контроля;

  • права и ответственность участников налоговых отношений;

  • порядок и условия налогового производства.

Регулярныеизменения в системе налогообложенияРеспублики Беларусь обусловлены нетолько тем, что она недавно сформировалась, но и тем, что налоговаясистема отражает динамику развитияэкономики и зависит от принятойконцепции государственных доходов ирасходов.

Налогообложениев Республике Беларусь основывается напринципахвсеобщностии равенства.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанныхпринципов международного права иобеспечивает соответствие им налоговогозаконодательства.

Для налоговой системыРеспублики Беларусь характернопропорциональное (налог на прибыль,НДС, налог на недвижимость) и прогрессивноеналогообложение (подоходный налог сфизических лиц).

2.1. Налоговое законодательство Республики Беларусь включает:

1.Налоговый кодекс и принятые в соответствиис ним законы, регулирующие вопросыналогообложения.

2.Декреты, указы и распоряжения ПрезидентаРеспублики Беларусь, содержащие вопросыналогообложения.

3.Постановления Правительства РеспубликиБеларусь, регулирующие вопросыналогообложения.

4.Нормативные правовые акты республиканскихорганов государственного управления(Министерства по налогам и сборам, СоветаМинистров Республики Беларусь,Государственного таможенного комитета,и др.), органов местного управления исамоуправления по вопросам налогообложения.

2.2. Виды налогов и сборов

Всоответствии со статьей 6Налогового кодекса Республики Беларусь(общей части) налогомпризнаетсяобязательный индивидуально безвозмездныйплатеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативногоуправления денежных средств вреспубликанский и (или) местные бюджеты. Сбором(пошлиной) признается обязательный платеж вреспубликанский и (или) местные бюджеты,взимаемый с организаций и физическихлиц, как правило, в виде одного из условийсовершения в отношении их государственнымиорганами, в том числе местными Советамидепутатов, исполнительными ираспорядительными органами, инымиуполномоченными организациями идолжностными лицами, юридически значимыхдействий, включая представлениеопределенных прав или выдачу специальныхразрешений (лицензий), либо в связи сперемещением товаров через таможеннуюграницу Республики Беларусь.

ВРеспублике Беларусь устанавливаютсяреспубликанские и местные налоги, сборы(пошлины), то есть налоговая системаявляется двухуровневой.

Республиканскимипризнаются налоги, сборы (пошлины),установленные законодательными актамии обязательные к уплате на всей территорииРеспублики Беларусь. К ним относятся:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);

  2. акцизы;

  3. налог на прибыль;

  4. налоги на доходы;

  5. подоходный налог с физических лиц;

  6. экологический налог;

  7. налоги на имущество;

  8. земельный налог;

  9. дорожные налоги и сборы;

  10. таможенная пошлина и таможенные сборы;

  11. гербовый сбор;

  12. оффшорный сбор;

  13. консульский сбор;

  14. госпошлина;

  15. регистрационные и лицензионные сборы;

  16. патентные пошлины.

Местнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемыенормативными правовыми актами (решениями)местных Советов депутатов в соответствиис общей частью Налогового кодекса иобязательные к уплате на соответствующихтерриториях. К местным налогам относятся:

  1. налог с розничных продаж;

  2. налог за услуги, оказываемые объектами сервиса;

  3. налог на рекламу;

  4. сборы с пользователей (с владельцев собак, аукционный сбор, за использование местной символики и др.);

  5. целевые сборы (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

  6. сбор с заготовителей;

  7. курортный сбор;

  8. налог на приобретение бензина и дизельного топлива;

  9. сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.

Кромеобщегосударственных и местных налогови сборов в бюджет Республики Беларусьпоступают установленные законодательствомналоги и неналоговые платежи в специальныебюджетные фонды: Чрезвычайный налог;отчисления в инновационные фонды; сборв фонд поддержки производителейсельскохозяйственной продукции,продовольствия и аграрной науки;отчисления в государственный фондсодействия занятости; страховые взносыв фонд социальной защиты населения идр.

ВРеспублике Беларусь применяютсяследующие особыережимы налогообложения,установленные Налоговым кодексом иПрезидентом Республики Беларусь:

  1. упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

  2. налогообложение в свободных экономических зонах;

  3. налог на игорный бизнес;

  4. единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

  5. единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) для населения;

  6. налогообложение отдельных категорий плательщиков.

Дляпостроения налоговой системы государстваопределяющее значение имеют факторыполитико-правового характера: 1) пропорциив распределении хозяйственных функций,социальных ролей между центральнойадминистрацией и местными органамивласти; 2) роль налогов среди доходныхисточников бюджетов различных уровней;3) степень контроля центральнойадминистрацией за органами местнойвласти. Технические решения по реализацииэтих факторов охватывают триформы взаимоотношений бюджетов различныхуровней,условно именуемых:

1. «Разные налоги» – подразумевает полноеи неполное разделение прав и ответственностиразличных уровней власти в установленииналогов. Например, центр устанавливаетполный перечень налогов и вводитреспубликанские налоги, а органы наместах – местные налоги.

2. «Разные ставки» – предполагает, чтоосновные условия взимания налогаустанавливает центральный орган власти,а местные органы определяют ставкиналога, по которым исчисляется налог,зачисляемый в конкретный местный бюджет.

3. «Разные доходы» – предусматриваетограниченность действий местных органоввласти (между бюджетами различныхуровней делятся суммы собранногоналога).

Местные Советыдепутатов или по их поручению местныеисполнительные и распорядительныеорганы могут освобождать от уплаты налогов отдельные категории плательщиков полностью или частично в той части налогов, которые уплачиваются вместные бюджеты.

Источник: //StudFiles.net/preview/5709995/page:4/

Юр-консультация
Добавить комментарий