Встречная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка: как себя нужно вести

Встречная налоговая проверка

Многие компании получали от налоговых органов требования о представлении сведений и документов с отсылкой к статье 93.1 Налогового Кодекса. Это означает, что у одного из партнеров компании проходит выездная или камеральная налоговая проверка. В ходе ее проведения могут быть затребованы документы от контрагентов, подтверждающие сведения, которые представила проверяемая организация.

Понятие и порядок встречной налоговой проверки

Сроки встречной налоговой проверки не определяются налоговой службой какими-либо датами в отличие от выездной проверки, а также количеством проводимых проверок. Встречная проверка не предназначена для подтверждения правильности исчисления налогов и взносов, она входит в состав камеральной или выездной проверки.

Основания и цели встречной проверки налоговых органов

Основаниями для проведения встречной налоговой проверки организации являются статья 93.1 НК РФ и письмо Минфина от 14.09.09 № 03−02−07/1−425. Встречная проверка инициируется для получения сведений от контрагентов проверяемой компании в следующих ситуациях:

  • подтверждение реальности контрагентов;
  • подлинность документов, представленных на проверку, вызывает сомнения, или эти документы содержат неверную информацию;
  • при подозрении на фиктивность сделок;
  • подозрение в применении организацией схем ухода от налогообложения и неправомерной налоговой оптимизации;
  • проверка правильности представленных налогоплательщиком сведений, отражения в учете конкретных операций;
  • при совершении нестандартных операций, таких, как проведение взаимозачета, бартера, уступки и переуступки требований, при возмещении и зачете НДС, при оказании безвозмездных услуг.

Запрашиваемые документы при проверке

Срок для представления документов составляет 5 дней. Инспекция может запросить абсолютно любые документы, которые относятся к проверяемой компании, например, договоры поставки или услуг и приложения к ним, акты, товарные накладные, счета-фактуры.

Документы представляются в комплекте с сопроводительным письмом. На одном экземпляре сопроводительного письма следует поставить отметку налоговой инспекции о приемке документов. Это оградит организацию от необоснованных претензий налоговых органов. Если документы составлены в электронной форме, то они должны быть переданы в в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование содержит значительный перечень документов, которые невозможно подготовить за 5 дней, то рекомендуется направить в инспекцию ходатайство об увеличении срока представления требуемой информации и указать желаемую дату полного представления документов.

Однако следует быть учитывать, что налоговые органы могут не удовлетворить ходатайство, так как это их право, а не обязанность. Если требуемые документы отсутствуют, то следует сообщить об этом налоговую инспекцию не позднее 5 дней с даты получения требования.

При получении требования о представлении документов для встречной проверки нужно учитывать следующие моменты:

  1. Требование должно быть в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом налогового органа — руководителем ИФНС или его заместителем.
  2. К требованию должна быть представлена копия поручения о представлении документов, если проверяемый контрагент зарегистрирован в другой налоговой инспекции.
  3. Перечень необходимых документов, указанный в требовании должен быть идентичным тому, что указан в поручении. В требовании обязательно должно быть указано, в ходе каких мероприятий появилась необходимость в представлении информации и документов.
  4. В требовании должны быть перечислены конкретные виды документов, которые нужно представить.

Так как перечень требуемых документов при проведении выездной налоговой проверки не зафиксирован в нормативных актах, то возможны разногласия между компаниями и налоговыми органами о правомерности требования представления некоторых документов. Эти разногласия решаются в судебном порядке, в каждой определенной ситуации суд устанавливает связь между проверяемым лицом и информацией, которую содержат требуемые документы.

При встречной проверке не допускается повторное требование о представлении документов, если они были представлены ранее в рамках выездных или камеральных проверок.

Изменения УСН «Доходы минус расходы» в 2014 году — свежий обзор бухгалтерского законодательства.

Читайте, как платить взносы в Пенсионный фонд для организаций и предпринимателей в 2014 году, в нашей статье.

Ответственность за непредставление документов

За уклонение от требования представить документы налоговым законодательством предусмотрены штрафные санкции, а должностные лица организаций и предприниматели могут понести административную ответственность.

Если организация не выполняет требования о представлении документов, уклоняется от их представления, или представляет заведомо ложную информацию, то возникает ответственность, указанная в статье 126 НК. Это правонарушение влечет за собой штраф в размере 5 тысяч рублей.

Результаты встречной проверки налоговой инспекции

Показатели встречной проверки оформляются отдельным актом и прилагаются к акту (решению) выездной или камеральной проверки. Если в результате налоговой проверки были выявлены нарушения, то акт выездной проверки будет являться доказательством этих нарушений.

Однако за эти нарушения несет ответственность лицо, в отношении которого проводится выездная или камеральная проверка. Контрагент в этом случае может нести ответственность только за непредставление документов для встречной проверки.

Источник: http://bsnss.net/organizatsiya-biznesa/nalogooblozhenie/vstrechnaya-proverka.html

Встречная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка

Одним из популярных среди инспекторов и, что уж говорить, нелюбимых среди представителей бизнеса, методов налогового контроля является налоговая проверка. Статья 87 Налогового кодекса выделяет камеральные и выездные проверки.

Первые проводятся по факту подачи фактически любого отчета – контролеры просто изучают содержащиеся в нем данные, и иногда могут запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные цифры.

Второй вид проверки проводится непосредственно в самой компании, где изучаются все бухгалтерские документы, относящиеся к проверяемой ситуации. Несколько лет назад в этой же статье кодекса выделялся еще один вид ревизий – встречная налоговая проверка.

Это термин, который на данный момент из главного налогового документа страны исключен, однако сами мероприятия подобного типа вполне проводятся, как в рамках выездной, так и при камеральной проверке.

Использование метода встречной проверки

Встречная налоговая проверка – это процедура, в рамках которой камеральной или выездной проверке подвергается не сам налогоплательщик, а его контрагент.

Вопросы у контролеров может вызвать конкретная сделка или же группа сделок проверяемого налогоплательщика. Бывает и так, что в учете в целях занижения налоговой базы показываются несуществующие сделки или же сделки с вообще несуществующими контрагентами.

Так или иначе в подобных ситуациях инспекторы могут запросить у связанных в рамках этих сделок лиц их копии документов, которые были отражены в учете проверяемого плательщика налогов и сборов.

Сам факт существования таких контрагентов, а также соответствие документов по сделкам у одной и другой стороны будет говорить о правильности отражения данных в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого лица.

Порядок поведения встречной проверки, какие документы предоставляют в рамках этого мероприятия, прочие особенности проведения процедуры расписаны в статье 93.1.

Официально в ней речь идет о порядке истребования документов у налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и налогового агента или информации о конкретных сделках.

То есть сам термин «встречная проверка» – это определение, которое в данной статье не используется, однако суть его вполне раскрывается.

Встречная проверка документов

Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.

1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию.

Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.

При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы.

В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать.

Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.

Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.

Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.

Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика – при наличии соответствующей электронной подписи.

Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки.

Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме.

В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.

Сроки запроса документов по встречной проверке

Поскольку запрос документов в рамках проведения проверки у контрагента фактически не является налоговой проверкой лица, у которого запрашивают встречные документы, то в данном вопросе существует некая законодательная коллизия.

Ограничение срока трех предшествующих проверке календарных лет на данные ситуации не распространяется, а отдельных сроков для запроса информации для данных случаев не предусмотрено.

Так что запросить могут и более ранние документы в рамках общих сроков хранения таких бумаг.

Напомним, для первичных документов, а также счетов-фактур, которые, как правило, инспекторы требуют в рамках проведения встречных проверок в целях подтверждения сделок, установлен четырехлетний срок хранения по окончании налогового периода, в котором данных документ был отражен в учете. Таким образом, если вы получили запрос на документ, который уже был уничтожен в виду истечения срока хранения, то об этом следует сообщить инспекторам в ответном письме. К нему целесообразно будет приложить подтверждение, в частности акт об уничтожении документов.

Ответственность лица, участвующего во встречной проверке

Интересно, что отказ от сотрудничества в подобной ситуации и непредставление истребуемых документов либо же нарушение 5-дневного срока признается налоговым правонарушением, несмотря на тот факт, что налогоплательщик в данном случае сам проверке не подвергается.

Размеры штрафов, предусмотренных в подобном случае, составляют 10 000 рублей при непредставлении документов в положенный срок (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ), 5000 рублей – при представлении документов, содержащих недостоверные сведения (п. 6 ст 93.1, п. 1 ст. 129.

1 НК РФ), и 20 000 рублей – при повторном в течение календарного года несообщении требуемых сведений (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Источник: https://spmag.ru/articles/vstrechnaya-nalogovaya-proverka

Какая информация может быть запрошена?

Для получения нужной информации, налоговая инспекция  направляет «Требование о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить запрашиваемые  документы.

Предоставлять нужно копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию, или в случае, если документ на нескольких листах, то сшивать, нумеровать и заверять на месте сшива на обороте последнего листа с указанием количества листов.

Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном сканированном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи).

Список документов,  запрашиваемых налоговым органом, законодательно не определён. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, в частности: договоры, приложения и спецификации к ним, накладные, акты приема – передачи, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, особенно если у вас с контрагентом  большой товарооборот или крупный подряд, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день после получения Требования отправьте в налоговый орган  письмо с указанием причины задержки и срока, который вам необходим для  подготовки и  предоставления документов. В течение 2 рабочих дней налоговый орган должен сообщить о своём решении либо  о продлении сроков либо об отказе.

В случае отсутствия у вас запрашиваемых документов, направляйте  в ответ на Требование в течение 5 дней письмо об отсутствии запрашиваемых документов в налоговый орган.

Вы и ваш контрагент можете состоять на учёте в разных налоговых инспекциях. В таком случае  налоговый орган, в котором на учёте состоит контрагент,  не может истребовать от вас информацию.  Он  посылает поручение вашему налоговому органу, который на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем направить в налоговый орган запрашиваемые документы, проверьте,  не допущены ли в Требовании ошибки или неточности. Вот на что стоит обратить внимание:

1.     Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме Требования  должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налогового органа, где зарегистрирован контрагент, в случае учёта ваших организаций в разных налоговых органах.

2.     Проверьте, чтобы  запрашиваемые сведения в поручении и  требовании совпадали. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина запроса и она должна совпадать и в поручении и в требовании

3.     В требовании должны быть указаны конкретные документы, которые необходимы налоговому органу или указание на конкретную сделку/договор, информацию по которой нужно предоставить.

4.     Налоговый орган не вправе в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, например налоговые декларации.

Вы имеете полное право не исполнять подобное требование налогового органа, только до этого еще раз убедитесь в том, что вы правильно поняли Требование, т.к.

ваш отказ может потребоваться отстаивать в суде, плюс перед этим вы заплатите штраф.

Можно ли отказать в предоставлении документов?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия.

Вам представляется,  что запрашиваемые документы не содержат сведений о хозяйственных операциях с контрагентом, а налоговый инспектор будет утверждать обратное.

Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц между вашей организацией и контрагентом.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц юридического лица в сумме от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

При получении Требования налогового органа, необходимо подумать,  как бы самому не попасть впросак,  предоставляя запрашиваемые документы, если в них обнаружат  расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут.

Если выявят нарушение, то налоговую проверку для вашей организации всё равно назначат и проведут, так что думайте, прежде чем слепо исполнять Требование! Обязательно созвонитесь с контрагентом и уточните у него перечень и содержание представленных им документов, постарайтесь свести риск выявления расхождений и разночтений в документах к минимуму и тогда налоговая сторона вашей деятельности будет значительно проще.

Впрочем, правило аккуратности и внимательности  подходит для всех случаев и сторон нашей многогранной жизни.

Алексей Полищук

Источник: https://juristirk.ru/stati/2013-11-21/vstrechnaya-nalogovaya-proverka

Встречная проверка налоговой: порядок и сроки проведения, пояснительная записка

Встречная налоговая проверка

Каждый предприниматель, открывающий ИП или компанию, осознает необходимость уплаты многочисленных налогов, подготовки разных отчетностей и выполнения других действий. При этом ФНС постоянно будет следить за правильностью реализации тех или иных операций.

Поэтому непременно в отношении налогоплательщика будут проводиться различные виды проверок. Они могут быть камеральными или выездными, причем в ходе их проведения нередко требуется работникам ФНС запросить те или иные документы у контрагентов, для чего используется встречная проверка.

Понятие встречной налоговой проверки

Необходимость в ней обусловлена тем, что нередко у инспекторов, входящих в проверяющую комиссию, возникают дополнительные вопросы к налогоплательщикам, которые сотрудничают с проверяемыми фирмами или частными лицами.

В этом случае ФНС может запросить дополнительную документацию, чтобы найти ответы на все вопросы у этих компаний. Проведение встречной проверки разрешено исключительно в рамках выездной или камеральной процедуры.

В качестве основания для ее осуществления выступает специальное требование в письменном виде, представленное обычно сопроводительным письмом. Именно оно выставляется компаниям сотрудниками инспекции.

Выделяется много ситуаций, при которых назначается данная процедура:

  • у инспекторов возникли подозрения о том, что в фирме применяется двойная документация;
  • выявляются у компании фиктивные бумаги;
  • выясняется, что фирмой были предоставлены недостоверные сведения;
  • в отчетностях данные за разные периоды не совпадают;
  • имеются подозрения, что скрываются организацией доходы или иные факты, которые влияют на сумму налогов.

Что такое встречная проверка? myshared.ru

Важно! Даже отсутствие контракта, заключенного с другими фирмами, являющимися партнерами, а также ошибки в таком документе, может стать основанием для процедуры.

В чем заключается

Она описывается в ст. 87 НК, причем она не включается в перечень проверок, осуществляющихся ФНС.

НК РФ Статья 87. Налоговые проверки1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:1) камеральные налоговые проверки;2) выездные налоговые проверки.2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Это обусловлено тем, что после нее не выносятся какие-либо решения, которые непременно должны выполняться компаниями или ИП. Поэтому она считается только определенным действием, которое может осуществляться инспекторами для получения нужной информации о фирме.

К основным целям этой процедуры относится:

  • определение действительности наличия определенного контрагента, с которым работает компаниям;
  • удостоверение, что все операции, совершенные фирмой, являются реальными;
  • изучение и сопоставление данных, имеющих отношение к разным финансовым операциям.

Нередко фирма не виновата в определенных ситуациях, а в этом случае вопросы могут возникнуть к контрагенту, поэтому для него оформляется выездная проверка.

Когда проводится

В ст. 93.1 НК указываются ситуации, когда осуществляется этот процесс. К ним относится:

  • при проведении выездной или камеральной проверки;
  • после завершение вышеуказанных мероприятий, когда выявляются при изучении документов разные расхождения или иные нестыковки.

Допускается, чтобы работники ФНС требовали от налогоплательщиков те или иные документы даже вне официальных мероприятий.

Какие документы требуются инспекторам

Инспекторы могут потребовать абсолютно любую документацию от контрагента, которая имеет отношение к работе проверяемой фирмы или ИП. Обычно в рамках вышеуказанного мероприятия запрашиваются документы:

  • разные договоры, составленные с другими компаниями;
  • счета-фактуры;
  • акты, на основании которых сдаются или принимаются денежные средства или имущество;
  • накладные.

Что такое встречная налоговая проверка, расскажет это видео:

Особое внимание уделяется бумагам, которые выступают в качестве доказательств возникновения тех или иных отношений и взаимодействий с другими фирмами. Если документация не касается предмета, в отношении которого проводится проверка, то ФНС не может ее потребовать.

В этом случае они должны быть переданы представителям ФНС. Обычно сюда относят книги продаж. При этом имеется определенные ограничений в отношении периода, к которому относятся эти документы.

Как осуществляется запрос

Проводится проверка налоговыми инспекторами в рамках выполнения иных схожих процедур. Для того запрашиваются разные документы, причем в ст. 93.1 НК указывается, что работники ФНС обладают возможностью потребовать любую документацию у налогоплательщика, имеющую отношению к его сотрудничеству с другими фирмами.

Весь процесс делится на этапы:

  • в отделение ФНС по месту учета компании или ИП направляется соответствующее поручение от инспекции;
  • в течение 5 дней направляется требование контрагенту;
  • в течение еще 5 дней контрагент должен дать ответ отделению ФНС.

Важно! Нередко компаниям не хватает времени для подготовки документации, а в этом случае они могут попросить инспекторов увеличить данный срок.

Какие правила безопасности

Для каждой компании встречная проверка, и другие виды данной процедуры, является стрессом и поводом для волнения. Поэтому при ее проведении учитываются некоторые меры безопасности:

  • не стоит впадать в панику при получении запроса;
  • если возникают сложности с нахождением каких-либо документов, не стоит составлять их заново, так как это является нарушением, поэтому желательно попросить больше времени у сотрудников ФНС;
  • все документы отправляются только с описью;
  • желательно консультироваться по любым вопросам с юристами;
  • если запрашиваются разные аналитические бумаги, то фирм может ответить, что аналитика ею не ведется.

Какие документы проверяются во встречной проверке? glavbukh.ru

Какие ошибки проверяющих выгодны для фирм

Перед передачей документов инспекторам следует убедиться, что они не совершили каких-либо ошибок, которые выгодно могут использоваться компанией. К ним относится:

  • запрос делается исключительно с помощью письменного требования, хотя для этого должна дополнительно присылаться копия поручения;
  • в требовании и перечне документов имеются разные данные;
  • документация требуется инспекторами безосновательно, поэтому у них нет законных причин для этого;
  • имеются трудности у проверяющих с определением, для какой именно сделки нужны бумаги от фирмы;
  • запрашиваются документы, не имеющие какого-либо отношения к взаимодействию фирмы с контрагентом;
  • требуются бумаги, которые не входят в установленные сроки;
  • нужны работникам ФНС документы, которые ранее уже фирмой отправлялись в инспекцию.

При выявлении этих нарушений со стороны инспекторов, имеется возможность доказать, что результаты проверки являются недействительными.

Какая ответственность грозит компаниям, не предоставляющим документы

Если отказывается компания передавать инспекторам в рамках встречной проверки документацию, то это по ст. 126 НК грозит фирмам начислением штрафа в размере 10 тыс. руб.При наличии смягчающих обстоятельств, прописанных в ст. 112 НК, допускается снизить размер штрафа.

НК РФ Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

К таким обстоятельствам относится первое зафиксированное нарушение или незначительность просрочки. Также нередко требуют налоговики большое количество документов, которые просто невозможно подготовить за короткий срок.

Чем опасна встречная проверка

Фирмы не получают никаких документов о результатах процедуры. При этом отказ от предоставления документов может стать основанием для начисления значительного штрафа.

Если выясняется инспекторами, что у компании отсутствует необходимая документация, то она будет внесена в план проверок.

Нюансы встречной налоговой проверки, смотрите в этом видео:

Пояснительная записка

Эти нарушения являются наказуемыми, поэтому налогоплательщику придется понести наказание. Если он не согласен с нарушениями, то он может отправить соответствующую жалобу в ФНС. Контрагенты, которые предоставляли документы налоговикам, не получают никаких результатов.

Заключение

Таким образом, встречные проверки осуществляются в рамках изучения контрагентов компании. Они заключаются в том, что требуются только за конкретный период передать налоговикам документацию, имеющую отношение к сделкам с проверяемой организацией.

Такие действия со стороны инспекции считаются серьезными, поэтому все фирмы должны ответственно подходить к сотрудничеству с налоговиками.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://dolg.guru/nalogi/proverki/vstrechnaya.html

Анализ положений ст. 93.1 НК РФ позволяет выделить следующие особенности проведения встречной налоговой проверки:

1) проведение данной проверки является правом (но не обязанностью) должностных лиц налогового органа;

2) в ходе данной проверки могут быть истребованы не только документы, но и информация;

3) документы (информация), истребуемые в ходе проверки, должны касаться деятельности исключительно проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (но не организации, у которой данные документы (информация) истребуются);

4) документы (информация) истребуются в следующих случаях:

  • в ходе проведения налоговой проверки: выездной или камеральной;
  • вне рамок проведения налоговой проверки, в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки;
  • в ходе рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

5) истребование документов (информации) должно исходить исключительно от уполномоченных должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку (иные мероприятия налогового контроля).

При соблюдении вышеназванных условий проверка будет являться правомерной и обоснованной. Однако, на правомерность проведения проверки влияет также соблюдение должностными лицами налогового органа формальной процедуры истребования документов.

Данная процедура состоит из двух этапов:

  • Направление обоснованного поручения в адрес налогового органа, в котором состоит на учете лицо, у которого истребуются указанные документы (информация).
  • Направление требования лицам, которые располагают необходимыми документами (информацией).

Рассмотрим процедуру направления поручения в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются указанные документы (информация). Данное поручение направляет налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля.

Важно учесть, что в поручении указывается, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И уже налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) в течение 5 (пяти) дней со дня получения поручения направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично;
  • через представителя;
  • направлены по почте заказным письмом;
  • переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В электронной форме документы предоставляются в случае, если они составлены в по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Налоговый орган не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством России.

Важно учесть, что в данном случае налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ «Непредставление сведений налоговому органу».

В ч.1 данной статьи предусматривает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Ответственность за данное правонарушение наступает в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей по ч.2 ст. 129.1 НК РФ.

Источник: https://rosco.su/press/vstrechnaya_nalogovaya_proverka/

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка

Встречная налоговая проверка — разновидность контрольных мероприятий, проводимых налоговиками при проверке полноты и правильности исчисления и уплаты налогов. Рассмотрим встречную налоговую проверку, ее предназначение, а также другие ее особенности в нашей статье.

Встречная проверка: общие сведения

Предназначение встречной проверки

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Перечень истребуемых документов

Порядок проведения проверки

Встречная проверка: общие сведения

На сегодняшний день термин встречная налоговая проверка не закреплен ни в одном законодательном акте, хотя до 2007 года понятие данного контрольного мероприятия раскрывалось в НК РФ.

Тогда под обозначенным термином понимался дополнительный контроль налогоплательщиков, выражавшийся в запросе документов, подтверждающих сделку у контрагента, и последующее их сравнение с документами, предоставленными проверяемым налогоплательщиком.

В 2007 году произошли нововведения, которые исключили понятие встречной проверки из налогового законодательства и взамен ввели новое — истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ).

Фактически такая перемена ни к чему не привела, так как указанное истребование подразумевает под собой то же самое — запрос документов по совершенным сделкам для подтверждения финансово-торговых взаимоотношений, да и именуется оно негласно — встречная налоговая проверка.

Предназначение встречной проверки

Как уже было отмечено выше, встречная проверка — это дополнительный вид контроля, поэтому он эффективен только в связке с основными видами налогового контроля.

Это связано с тем, что по итогам встречной налоговой проверки не выносится никаких процессуальных документов, но эти результаты способствуют назначению выездной или камеральной проверки.

Так, если после сопоставления данных, отраженных в истребованных документах контрагента и документах проверяемого налогоплательщика, будут выявлены расхождения, то это будет являться поводом для сомнения в достоверности определения налоговой базы.

Как правило, после выявления такого расхождения инспектор первым делом проверяет, как это могло повлиять на размер уплачиваемых налогов. Если в результате подтвердятся подозрения налоговиков по занижению налоговой базы, то уже в рамках камеральной (выездной) проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с обязательным приложением документов, позволивших сделать такой вывод.

Стоит отметить, что по итогам проверки истребованных документов ошибки в определении налоговой базы могут быть выявлены не только у проверяемого налогоплательщика, но и у его контрагента. В таком случае уже в отношении данного контрагента проводится предпроверочный анализ, а также ряд других контрольных мероприятий для определения возможности назначения выездной проверки.

Исходя из изложенного можно определить основные цели истребования документов:

  • фактическое наличие юридически оформленного контрагента;
  • реальность совершенной сделки;
  • сопоставление данных о сделке, отраженных в документах налогоплательщика и его контрагента.

Когда возникает необходимость во встречной проверке

Налоговым законодательством установлено, что проводить встречную проверку можно в 2 случаях:

  • в период проведения налоговых проверок — выездной или камеральной;
  • после их завершения.

В первом случае все запросы о предоставлении документов формируются в процессе проведения конкретных мероприятий налогового контроля. Стоит отметить, что налоговики имеют право приостанавливать выездную проверку на время истребования документов.

Во втором случае запрос документов осуществляется во время рассмотрения материалов одной из двух основных проверок и выступает как дополнительное мероприятие.

Помимо перечисленных случаев, у налоговиков есть еще короткий промежуток времени для истребования документов — после окончания проверки, но до вынесения акта по ее результатам.

Это объясняется отсутствием четко установленных сроков мероприятий контроля и, по мнению суда, не является препятствием для приобщения дополнительных материалов к делу (определение от 11.02.2010 № ВАС-24/10). Приходя к такому выводу, суд указывает, что статья НК РФ, регулирующая встречную налоговую проверку (93.

1), содержит положения о том, что истребование документов может происходить вне рамок налоговых проверок, но на практике дополнительные документы можно запросить только по определенным сделкам.

Перечень истребуемых документов

Сталкиваясь с требованием налогового органа, многие задают вопрос — правомерно ли инспекторы запрашивают определенный перечень документов? Ответить на такой вопрос однозначно сложно.

С одной стороны, налоговый орган вправе запрашивать при встречной налоговой проверке любые документы о налогоплательщике. Это могут быть договоры, счета-фактуры, акты и другие документы, в которых отражается информация о совершенных сделках.

На это указал Минфин РФ в 2012 году в своих письмах № 03-02-07/1-246 и № 03-02-07/2-136.

С другой стороны, документы которые не раскрывают подробности сделки, не могут быть запрошены. Примером такого документа может являться штатное расписание, так как по отражаемой в нем информации невозможно сделать вывод о взаимоотношениях лиц. Такую позицию разделяют и судебные органы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012).

В то же время при совершении торговых операций хозяйствующие субъекты подготавливают ряд документов для ведения учета, в которых могут содержаться интересующие налоговиков сведения.

Такие документы очень часто включаются в запросы налоговых органов и подлежат обязательному предоставлению, поскольку иначе можно получить штраф по ст. 126 НК РФ.

Так, например, книга продаж является одним из таких документов, поскольку помимо всех торговых операций контрагента содержит сведения о сделке с проверяемым налогоплательщиком.

Порядок проведения проверки

При возникновении необходимости в проведении встречной налоговой проверки налоговики проводят ряд определенных действий, которые регламентируются положениями НК РФ. В данной ситуации они руководствуются разработанным в 2015 году порядком взаимодействия между инспекциями при истребовании документов, который утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189@.

Итак, после начала камеральной или выездной проверки налогоплательщика налоговый орган, у которого возникла необходимость в дополнительных документах, составляет и направляет в инспекцию, на учете в которой числится контрагент, поручение об истребовании документов.

Налоговый орган, получивший такое поручение, должен в течение 5 рабочих дней сформировать требование о предоставлении документов и направить его соответствующему лицу, приложив при этом копию поручения.

Лицо, являющееся контрагентом проверяемого налогоплательщика, после получения данного запроса обязано в течение указанного в требовании времени предоставить все необходимые документы. В случае если это сделать невозможно, хозяйствующий субъект должен своевременно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию и попросить о продлении срока для сбора документов.

***

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно подвести итоги. Встречная налоговая проверка или истребование документов — мероприятие дополнительного контроля, которое очень часто проводят налоговые органы.

В случае получения запроса о предоставлении пакета документов, подтверждающих торговые отношения с конкретным лицом, необходимо собрать и предоставить налоговым органам всю необходимую информацию в определенный для этого срок.

Источник: https://okbuh.ru/nalogovyj-uchet/osobennosti-provedeniya-vstrechnoj-nalogovoj-proverki

Юр-консультация
Добавить комментарий